Аудиалы, визуалы и кинестетики среди заказчиков и дизайнеров

Аудиалы, визуалы и кинестетики среди заказчиков и дизайнеров

Как утверждают различные ветви психологической науки, все люди по своей репрезентативной системе делятся главным образом на 4 типа: аудиалы (им привычно воспринимать информацию на слух), визуалы (они привыкли смотреть и анализировать мир по зрительным образам), кинестетики (здесь во главе угла — чувства, осязание и тактильные ощущения) и, наконец, дискреты (представители этого типа умеют воспринимать информацию по всем трем каналам, анализировать ее и выстраивать на этом свои логические суждения и умозаключения).

Какое отношение это имеет к деятельности маркетологов, дизайнеров и иных специалистов рекламных агентств и дизайн-студий? Ну, к примеру, такое, что по всем вышеперечисленным типажам можно классифицировать как своих сотрудников, так и... клиентов. Причем именно в случае представителей клиентов — подобный анализ бывает весьма небесполезен. Чуть ниже я попробую доказать, почему.

(Можно, впрочем, пойти и еще дальше, и попытаться сделать какие-то наблюдения, выводы и сравнения уже для представителей следующего звена — конечных потребителей того продукта, который производит наш клиент. Но эти действия, если и представляются несущими смысл, то лишь в отдельных и исключительных случаях).

Итак, чтобы пояснить свою мысль, предлагаю смоделировать вполне типичный случай: некий ресторан заказал у некой дизайн-студии макет меню. Фотограф сфотографировал какие-то блюда, аккаунт-менеджер выяснил все подробности про ассортимент, дизайнер нарисовал и сверстал, и, после всех внутренних согласований, макет отдан на утверждение клиенту. И вот тут — и начинают проявляться нюансы той самой репрезентативной системы человека.

Рассмотрим 3 ситуации.


СИТУАЦИЯ 1.

— Как Вам макет, все устраивает?
— О да, спасибо, я доволен сотрудничеством. Все фотографии супер, фоновая подложка интересная, да и сама картинка в целом — огонь! Печатаем!

Затем, по прошествии некоторого времени клиент звонит снова.

— Ребята, вы меня удивили, и в плохом смысле слова. Аж в двенадцати местах цены неверные указаны. Грамматические ошибки во многих местах всплыли, а часть позиций в «горячих блюдах» вообще делись непонятно куда. Нет, так не годится. Надо все это переделать.

Улавливаете? Человек оказался абсолютным визуалом, и оценивал исключительно то, что попадало под его зрительное восприятие — сочные фотографии и общую красоту макета. А все, что касалось контента (т.е. требовало анализа и восприятия словесной информации) — вообще не стал вдумчиво проверять. И так получилось вовсе не потому, что он плохой или неграмотный в своем деле — нет, просто ему никто не напомнил про то, что это нужно сделать.


СИТУАЦИЯ 2.

— Как Вам макет, все устраивает? Все ли проверено Вами в текстовой информации?
— Да, отлично. Никаких ошибок нет, запускаем!

И через какое-то время:

— Ошибки все-таки нашлись — вы перепутали местами 2 фотографии блюд. Надо исправлять.

Очевидно, в данном случае мы имели дело с клиентом-аудиалом, который тоже не заметил при проверке некоторые ошибки, на этот раз — визуального плана.

СИТУАЦИЯ 3.

— Как Вам макет, все устраивает?
— Подождите, подождите, я так вообще ничего не могу понять, с экрана своего смартфона. А какая будет бумага? А плотная ли она на ощупь? Может, фактурную и дизайнерскую возьмем, а не какую-то обычную? И вообще — нет, ничего оценить не могу. Сделайте мне пробный образец того, как это будет выглядеть.

То есть, перед нами — типичный кинестетик, который слегка запаниковал даже не в середине и не в конце рабочего процесса.

__________

Во всех этих трех упрощенно-гипотетических случаях, вина, конечно, лежит не на клиенте, а на ответственном за ведение проекта сотруднике студии. Который не объяснил никому из действующих лиц, как будет выстроен алгоритм работы, с какими сложностями придется столкнуться и как продумать «на берегу» все возможные пути выхода из внештатной ситуации.

Впрочем, грамотно составленный договор, конечно, обезопасит интересы дизайн-студии в подобных казусах, но сути проблемы не решит: все равно кому-то все надо будет исправлять, тратя на это время и / или деньги. И осадок обиды у клиента так или иначе останется.

Поэтому, некоторые аспекты психологии поведения людей — все же полезно знать и дизайнерам, и маркетологам, и менеджерам. Ну а уж руководителю — сам Бог велел уделять внимание этим вопросам.

Но это были примеры поведенческой модели клиентов. А что же можно сказать про сотрудников дизайн-студии?

Мое глубокое убеждение: если уж трудишься в этой сфере, то воспитывать надо в себе дискретные (!) качества. Те самые, которые позволят получить, проанализировать и должным образом структурировать всю информацию, получаемую по разным каналам. По-другому — эффективная работа просто невозможна. Руководителю же — стоит присмотреться к своему коллективу и хотя бы понять, «кто все эти люди», которые работают с ним в одной команде. Для начала — хотя бы понять, а потом уже и деликатно корректировать их поведение будет можно. И вырастить думающий, мыслящий и логически анализирующий проблему коллектив людей, которые не будут попадать в подобные казусные ситуации. А весь процесс приобретет существенный скачок в эффективности.

Тем более, что это только что был лишь один из клиентов с не самой сложной проблемой, а в дверь стучатся уже следующие. И кажется, кому-то из них нужно дорогостоящее оформление выставочной площади на несколько сотен квадратных метров, или что-то вроде того...

ЗАЯВКА НА ДИЗАЙН-ПРОЕКТ
*Обязательными для заполнения являются поля, отмеченные звездочкой.
Всё остальное не обязательно — мы можем всё обсудить в дальнейшем диалоге.
*Обязательными для заполнения являются поля,
отмеченные звездочкой. Всё остальное не обязательно —
мы можем всё обсудить в дальнейшем диалоге.
Вы можете прикрепить документы и изображения,
чтобы мы лучше понимали суть задачи (не более 25 Mb)
Заявка успешно отправлена!

Мы с вами свяжемся для уточнения деталей.