Любого руководителя дизайн-студии, который прошел свой профессиональный путь с самых начал (некогда будучи лишь скромным подмастерьем) часто спрашивают: «А тебя не смущает одно обстоятельство? Которое описывает одна поговорка, а именно — «Был — мастер, а стал — менеджер?» (Конечно, в том числе и потому что многие из спрашивающих и сами в такой же ситуации и испытывают в этой связи некоторые противоречивые чувства).
Хотя, если разобраться и разложить все по пунктам-полочкам, — то ничего плохого в этом нет, а совсем даже наоборот. Будем рассуждать беспристрастно, и мы поймем, что:
1) Умения специалиста (если он при этом действительно настоящий специалист) — при этом никуда не делись, не испарились и не исчезли вдруг сами по себе, просто потому что как-то раз настал день Х, когда он заступил на свою руководящую должность (день Х, кстати, тоже не настал разом, в одночасье и «по щучьему велению», но это несколько иная история).
2) Одновременно появилась бОльшая свобода в принятии решений, но и бОльшая ответственность — тоже. Не бывает людей, которые руководят кем-то, но ни за что не отвечают — ведь это взаимозависимые вещи. И чем больше уровень деловой и персональной свободы — тем выше и уровень ответственности. А на новом поприще (руководство проектами, предприятием, коллективом, финансами и пр.) — уж тоже точно есть, куда расти, и чему учиться. Всегда. (Замечу, что самому параллельно совершенствоваться, как профессионалу-ремесленнику — ничто не мешает, было бы желание).
3) Раз появились какие-то люди, кроме меня (тебя, Пети, Васи...) — значит, уместно говорить о команде. А команда, если она понимает, для чего она тут вдруг собралась и зачем — сможет гораздо больше, чем один человек.
4) Разумеется, в коллективе при этом не может быть кто попало. Профессиональные навыки и скиллы никто не отменял. Но если на все смотреть под правильным углом зрения — то очень скоро выяснится, что у каждого члена команды — что-то получается лучше, а что-то хуже (а что-то — вообще не получается). А значит, задача руководителя и предпринимателя — подтягивать слабые стороны до необходимо-достаточного уровня (хотя бы чтобы обеспечить взаимопомощь и взаимозаменяемость «в случае чего»), и одновременно — эксплуатировать (для пользы дела) на всю катушку сильные стороны коллег-сотрудников (и самого руководителя это касается ничуть не в меньшей мере). И тогда — будет результат, который клиенты сочтут гораздо более интересным, чем то, что было до этого.
Нет, можно, конечно, набрать в команду гарантированный «крепкий середнячок», где каждый умеет одно и то же и примерно в одинаковой степени, но тогда — роста и развития точно не будет. Получится примерно то же самое, что организовать рок-группу из одних гитаристов. Или бас-гитаристов. Или барабанщиков. И кому-то из клиентской аудитории продукт, создаваемый подобной группой, возможно, и будет интересен, но вот вопрос: а много ли таких людей наберется? И — что немаловажно — готовы ли они будут за это платить?
5) И последнее, и (на мой взгляд) — самое главное. Вырасти из специалиста в управленца — это, по всем деловым и жизненным реалиям, нормально. А вот что точно НЕ НОРМАЛЬНО — так это, не проработав специалистом ни одного дня (а возможно, даже не попытавшись стать сперва подмастерьем), — сразу пойти в управленцы и менеджеры. Вот тогда будет вечная конфронтация с подчиненными-специалистами, возможно, даже доходящая до уровня ненависти и презрения с их стороны (потому что действительно есть за что).
А ведь ситуация, описанная в последнем пункте — увы, типично-стандартная для наших сегодняшних российских реалий. И именно поэтому у нас в стране так много «менеджеров» и так мало стоящих и компетентных управленцев. Потому что все идет по заведомо неверному, искаженному и порочному пути. Увы-увы.
Но если мы не рассматриваем подобную порочную ситуацию, то когда-нибудь — непременно наступит момент, когда «бывший мастер, а ныне менеджер» — вынужден будет уделять 100% времени именно управленческим задачам, не отвлекаясь на исполнительские. Значит, надо, что называется, «дать дорогу молодым». Не всю же жизнь «выпиливать электролобзиком» каждый проект своими руками. (И кстати, если проект-менеджменту уделяется действительно 100% времени — значит, пришло время растить и обучать помощника уже в контексте управленческих задач).
И как показывает опыт автора статьи, довольно скоро произойдет самое интересное. Какое-то время помощники, мастера и подмастерья будут подстраиваться под манеры руководителя: его стиль, его алгоритмы и методологию работы. Но когда-нибудь, при достаточном количестве разнообразных задач и при должном уровне обучаемости и старательности — настанет момент, когда у сотрудника случится, как выразился один современный великий дизайнер, «чудесная кристаллизация собственного стиля» — взяв у руководителя все, что можно и «вскарабкавшись на его мощные плечи», он посмотрит на мир шире, чем до этого. Он увидит то, что в силу субъективных качеств и, возможно, устоявшегося мировоззрения, не видит его руководитель. И такой специалист — расправит плечи и сделает свой решительный прыжок вдаль, навстречу новым горизонтам. Ведь он знает, что его время пришло.
Вполне вероятно, что он создаст свою именитую дизайн-студию, совершит выдающееся профессиональное открытие и получит заслуженное признание. Разумеется, при этом он уже будет идти по другой дороге, чем его бывший шеф. Возможно, их пути еще пересекутся (и, возможно, не раз), а может быть — и нет.
Да, в этой ситуации Вы, в каком-то смысле, потеряли ценного сотрудника. Но, согласитесь, приобрели нечто большее — вполне заслуженное право называться уже не шефом, начальником или руководителем, а — учителем. Кстати, разве, обладая амбициями и упорством — Вы сами несколько лет назад не совершали те же самые поступки из аналогичных побуждений?
Поэтому, очевидно, нет никакого смысла расстраиваться. Если Вы не перестали быть мастером, не перестали любить свое дело — то вряд ли это был ваш последний подмастерье и ваш последний ученик. Кто знает, возможно, следующий младший коллега по профессии постучится в дверь уже через 5 дней? А может быть, вообще через 5 минут?